СТ СЭВ 726-85

СТСЭВ 726-85


УДК658.382.3:69.026.6 Группа Ж07


СТАНДАРТСОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ


Техникабезопасности


ЛИФТЫЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ


Требованияк кабине, противовесу, направляющим


Датавведения 1987-01-01



ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ



1. Автор - делегация ЧССР вПостоянной Комиссии по сотрудничеству в области стандартизации.


2. Тема - 01.835.21-83.


3. Стандарт СЭВ утвержден на57-м заседании ПКС.


4. Сроки начала применениястандарта СЭВ:



Страны- члены СЭВ


Срокиначала применения стандарта СЭВ

вдоговорно-правовых отношениях по экономическому инаучно-техническому сотрудничеству

внародном хозяйстве

НРБ

Январь1988 г.

Январь1988 г.

ВНР

СРВ

ГДР

Январь1987 г.

Январь1989 г.

РеспубликаКуба

МНР

ПНР

Январь1987 г.

Январь1989 г.

СРР

Июль1987 г.

-

СССР

Январь1987 г.

Январь1987 г.

ЧССР



5. Срок проверки - 1990 г.


УТВЕРЖДЕН ПостояннойКомиссией по сотрудничеству в области стандартизации Берлин, июль1985 г.


ВЗАМЕН СТ СЭВ 726-77



Настоящий стандарт СЭВраспространяется на электрические лифты общего назначения:пассажирские и грузовые с проводником или без проводника, а такжелифты для зданий лечебно-профилактических учреждений и устанавливаеттребования техники безопасности к их кабинам, противовесам инаправляющим.


1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ


1.1. Кабина и противовесдолжны перемещаться по направляющим, количество которых для кабины(противовеса) должно быть не менее двух.

1.2. Каркас кабины, рама(подвесные тяги) противовеса, направляющие и их крепления должны бытьметаллическими и рассчитаны на усилия, возникающие как при нормальнойработе лифта, так и при его испытании, при срабатывании ловителейкабины (противовеса) со скоростью, допускаемой ограничителемскорости, а также при посадке кабины (противовеса) на буфера.Остаточная деформация при этом не допускается.

1.3. Кабина (противовес)должна быть оборудована направляющими башмаками. Башмаки должны бытьсменными и изготовлены так, чтобы обеспечивалась замена вышедших изстроя деталей. Они должны не выходить из зацепления с направляющимикак при нормальной работе лифта, так и при его испытании, а также приизносе или отделении скользящей обкладки и при допускаемых упругихдеформациях направляющих, каркаса кабины и рамы противовеса.

При использовании роликовыхнаправляющих башмаков должны быть предусмотрены контрольные жесткиебашмаки скольжения, если при выходе из строя деталей башмаков неисключен выход кабины (противовеса) из зацепления с направляющими.


2.ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕ


2.1. Кабина лифта должнаиметь сплошные стенки на всю высоту, потолочное перекрытие и пол.Допускается предусматривать следующие проемы: входные (погрузочные) илюки.

В кабине грузового лифтадопускается сплошные стенки устанавливать до высоты не менее 1 m отуровня пола, а свыше - выполнять ограждение из туго натянутойметаллической сетки или перфорированного металлического листаразмером отверстий, через которые нельзя просунуть стержень диаметром21 mm. Рамка для крепления сетки должна быть расположена с внешнейстороны кабины.

2.2. Стены, двери, пол ипотолочное перекрытие кабины должны быть прочными, то естьвыдерживать без остаточной деформации усилия, возникающие принормальной работе лифта и при его испытании.

Стены и створки двери кабинылифта должны без остаточной деформации выдерживать нагрузку, равную300 N, приложенную перпендикулярно к их поверхности изнутри кабины влюбой точке и равномерно распределенную на площади круглой илипрямоугольной формы размером 0,0005 m,при этом упругая деформация не должна превышать 15 mm.

2.3. Высота кабины в светудолжна быть не менее высоты дверей шахты.

При подъезде к рампе (двепосадочные (погрузочные) площадки для одной двери шахты) высотакабины может быть меньше высоты двери шахты.

Образующиеся зазоры над и подкабиной должны быть перекрыты щитами.

2.4. Кабина, подвешенная натяговых органах, в которую допускается вход людей, должна бытьоборудована ловителями.

2.5. Кабину грузового лифтапо п. 2.4 без проводника с наружным управлением, не предназначеннуюдля перевозки людей, допускается не оборудовать ловителями присовместном выполнении следующих условий:

1) если стопорное устройствоавтоматически подхватит кабину раньше, чем в нее могут войти люди;

2) когда под шахтой нетдоступных для людей помещений;

3) если упавшая кабина илигруз, разбитый при падении, смогут повредить только оборудованиешахты с ограждением и не создадут угрозы окружающей среде.

У лифта, в кабину которого недопускается вход людей, стопорное устройство не требуется.

2.6. В кабине лифта свнутренним управлением, со сплошным ограждением и сплошными дверямидолжна быть предусмотрена естественная или принудительная вентиляция,обеспечивающая необходимое поступление воздуха как при нормальнойработе лифта, так и на время, необходимое для эвакуации пассажиров вслучае аварии.

При естественной вентиляциивентиляционные отверстия должны располагаться под потолочнымперекрытием и над полом кабины и их эффективная площадь должна бытьне менее 1 % полезной площади пола. Зазоры вокруг дверей кабины прирасчете учитывают исходя из 50% их площади.

Вентиляционное отверстие,расположенное на высоте до 2 m от пола, должно быть закрыто(решеткой, сеткой и т. д.) так, чтобы нельзя было просунуть прямойстержень диаметром 10 mm.

2.7. В кабине лифта свнутренним или смешанным управлением должны быть вывешены правилапользования лифтом с учетом его назначения и символ допускаемойнагрузки (число перевозимых пассажиров) по СТ СЭВ 632-77, а такжетабличка предприятия-изготовителя.

2.8. Аварийную дверь дляперехода в кабину соседнего лифта допускается выполнять только вслучае, если расстояние между кабинами по горизонтали не превышает0,75 m и переходящие лица будут защищены от падения в шахту.

Аварийная дверь кабины должнабыть высотой не менее 1,8 m, шириной не менее 0,35 m и не должнаоткрываться в шахту. Она должна быть оборудована выключателембезопасности и замком, отпираемым со стороны шахты без использованияключа, а изнутри кабины - специальным ключом.

Расположение и размераварийной двери кабины должны совпадать с расположением и размеромаварийной двери соседней кабины.

Не допускается располагатьаварийную дверь кабины со стороны пути движения противовеса.

2.9. Люки должны бытьоборудованы замками, отпираемыми специальным ключом. Все люки, кромелюков в потолочном перекрытии кабины, не должны открываться в шахту.

2.10. Потолочное перекрытиекабины должно выдерживать в любом месте без остаточной деформациинагрузку от стоящих на кабине двух человек или груза массой 160 kg,приложенную на площади 0,12 m;при этом наименьшая сторона площади должна быть не менее 0,25 m.Потолочное перекрытие кабины, на котором могут стоять люди, должноиметь плинтус высотой не менее 50 mm или равноценную окантовку.

2.11. При полиспастномподвешивании кабины лифта блоки полиспаста должны быть ограждены.

2.12. В потолочном перекрытиикабины допускается располагать люк размером не менее 0,35х0,5 m.

Устанавливать люкнепосредственно над панелью управления кабины не допускается.

Откидная крышка люка должнабыть устроена таким образом, чтобы при ее открытии она не выходила загабариты кабины. Если люк расположен со стороны пути движенияпротивовеса, то его крышка должна быть оснащена выключателембезопасности, отключающим привод лифта при ее открывании.

2.13. Пол кабины пассажирскихи больничных лифтов должен быть рассчитан на удельную нагрузку 5000Ра.

2.14. Пол кабины грузовоголифта должен быть рассчитан на сосредоточенную нагрузку, составляющую0,25 грузоподъемности лифта, приложенную в любом месте полаперпендикулярно к его поверхности на площади круглой илипрямоугольной формы размером 0,0025 m.

2.15. Под порогом кабины вовсю ширину шахтной двери должен быть установлен вертикальный щитзаподлицо с передней кромкой порога. Размер щита по вертикали долженперекрывать проем под порогом кабины на величину зоны отпираниядверей шахты.

2.16. Лифты, у которыхдопускается вызов порожней кабины с открытой дверью, должны бытьоборудованы устройством контроля загрузки кабины (например, подвижнойпол), приводящим в действие выключатели безопасности при наличии вкабине груза массой:

1 ) 15 kg и более - дляпассажирских лифтов;

2) 25 kg и более - длягрузовых лифтов и лифтов для зданий лечебно-профилактическихучреждений.

При наличии в кабинеподвижного пола допускается устраивать неподвижный плинтус шириной неболее 0,05 m.

2.17. Кабина лифта, заисключением грузовых лифтов без проводника с наружным управлением, непредназначенных для перевозки людей, должна иметь дверь,оборудованную выключателем безопасности по СТ СЭВ 727-77.

Лифты с кабинами без дверидопускается предусматривать только по согласованию с компетентнымконтрольным органом.

2.18. Распашная дверь кабиныдолжна открываться только внутрь кабины. Угол поворота створок дверидолжен быть механически ограничен. Створки двери должны отвечатьтребованиям п. 2.2.

2.19. Двери кабины должныбыть предохранены от снятия их с подвесок (петель) или направляющих(линеек).

2.20. Горизонтальноерасстояние между выступающими частями закрытых дверей кабины и шахтыдолжно составлять при самых неблагоприятных условиях не менее 10 mmза исключением расстояния между деталями замка и действующими на нихэлементами кабины.

2.21. Высота дверного проемав свету должна быть:

1) не менее 1960 mm - улифтов, в кабину которых допускается вход людей;

2) не менее 2200 mm - угрузовых лифтов, загружаемых средствами напольного транспорта сводителем;

3) не более 1250 mm - улифтов, в кабину которых не допускается вход людей.

Зазоры над и под створкойдвери не должны превышать 10 mm каждый.

Примечание.Высота дверного проема кабины измеряется от уровня порога до верхнейобвязки дверного проема, при этом выступающие элементы (упоры, детализамков) размером до 50 mm у порога и у верхней обвязки в расчет непринимают.


2.22. Двери кабины,открываемые вручную, должны иметь смотровые отверстия шириной неболее 120 mm. Площадь остекления должна быть не менее 0,03 m,толщина стекла не менее 4 mm. Стекло смотрового отверстия должно бытьпрозрачным.

2.23. Раздвижная решетчатаядверь кабины допускается у грузовых и больничных лифтов. Просветымежду полосами при раздвинутой (закрытой) двери не должны быть более120 mm.

2.24. У грузовых лифтоввместо двери кабины допускается применение светового решетчатогобарьера.

2.25. Вертикально-раздвижныедвери кабины, в том числе и решетчатые (одно- и двухстворчатые),допускаются только у грузовых лифтов с проводником и грузовых лифтовс внешним управлением при выполнении следующих условий:

1) створки дверей должны бытьподвешены не менее чем на двух несущих органах;

2) коэффициент запасапрочности несущих органов должен быть не менее 8;

3) замыкающее усилие дверейне должно превышать 150 N;

4) створки дверей,закрываемые вручную, должны быть уравновешены.

2.26. Кабина пассажирскоголифта самостоятельного пользования должна быть оборудованаавтоматическими дверями.

Допускается по согласованию скомпетентным контрольным органом автоматические двери неустанавливать.

2.27. Усилие статическогосжатия створок дверей с приводом не должно превышать 150 N напоследних 2/3 пути в направлении закрытия.

Суммарная кинетическаяэнергия всех связанных между собой и движущихся в направлениизакрытия элементов, включая привод, вертикально- илигоризонтально-раздвижных дверей кабины и шахты, определяемая присредней скорости их закрывания, не должна превышать 4 J. Допускаетсяувеличение суммарной энергии до 10 J, если при встрече с препятствиемпредусмотрено автоматическое реверсирование створок или закрываниедверей осуществляется только при постоянном нажатии на кнопкууправления приводом дверей.

Допускается исключитьдействие реверсирования на расстоянии не более 0,05 m до полногозакрытия дверей (створок дверей) для обеспечения действия выключателябезопасности, контролирующего закрывание дверей кабины.

Допускается вводитьограничение времени реверсирования для предотвращениязлоупотреблений, если кинетическая энергия элементов двери непревышает 4 J.

2.28. Кромки автоматическихдверей должны быть такими, чтобы исключалась возможность ранения(травмы) зажатых дверью (ее створками) пассажиров.


3.ТРЕБОВАНИЯ К ПРОТИВОВЕСУ


3.1. Противовес должен бытьвыполнен так, чтобы исключалась возможность его повреждения,коробления или смещения, а также уменьшения расстояний безопасностикак при нормальной работе лифта, так и при срабатывании ловителей илипри посадке противовеса на буфера со скоростью, допускаемойограничителем скорости.

3.2. При расположениипротивовеса над помещением, где могут находиться люди, в случае,когда противовес не пропущен через это помещение, а его перекрытие(или опоры с фундаментом в грунте) не рассчитано на нагрузки от ударапротивовеса при его свободном падении с максимально возможнойскоростью, противовес должен быть оборудован ловителями.

3.3. Должна быть обеспеченавозможность осмотра противовеса.


4.ТРЕБОВАНИЯ К НАПРАВЛЯЮЩИМ


4.1. Направляющие кабины(противовеса) должны быть жесткими - прогиб от горизонтальных усилийпри нормальной работе лифта не должен превышать в любом месте каждойнаправляющей 3 mm в любом направлении. Прогиб от горизонтальныхусилий при испытании лифта не должен превышать в любом направлении укаждой направляющей величину, обеспечивающую безопасную работу лифта.

Допускается применение гибкихнаправляющих для противовеса при соблюдении следующих условий:

1) применение пружин,работающих на растяжение, для этой цели не допускается;

2) расстояние междупротивовесом и ограждением шахты не менее 80 mm;

3) расстояние между кабиной ипротивовесом не менее 100 mm;

4) номинальная скорость лифтане превышает 0,71 m·s.

4.2. Высота направляющихдолжна быть такой, чтобы при возможных перемещениях кабины(противовеса) за пределы ее крайних рабочих положений башмаки несходили с направляющих.

4.3. Крепление направляющих кстроительной конструкции должно предотвращать их горизонтальноесмещение и искривление от усилий, возникающих при срабатыванииловителей.

Крепление направляющих должнопозволять выравнивать их искривление автоматически или вручнуюпростым способом.