ГОСТ 30412-96

ГОСТ 30412-96


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ





ДОРОГИАВТОМОБИЛЬНЫЕ И АЭРОДРОМЫ МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ НЕРОВНОСТЕЙ ОСНОВАНИЙ ИПОКРЫТИЙ






Изданиеофициальное





МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯНАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУНОРМИРОВАНИЮ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (МНТКС)


Москва 1996




Предисловие

1 РАЗРАБОТАНГосударственным дорожным научно-исследовательским институтом(СоюздорНИИ) Российской Федерации


ВНЕСЕН МинстроемРоссии


2 ПРИНЯТМежгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации итехническому нормированию в строительстве (МНТКС)


За принятиепроголосовали:


Наименованиегосударства

Наименованиеоргана государственного


управлениястроительством

АзербайджанскаяРеспублика

ГосстройАзербайджанской Республики

РеспубликаАрмения

Министерствоградостроительства


РеспубликиАрмения

РеспубликаБеларусь

МинстройархитектурыРеспублики


Беларусь

РеспубликаКазахстан

МинстройРеспублики Казахстан

КыргызскаяРеспублика

Министерствоархитектуры и строитель


стваКыргызской Республики

РеспубликаМолдова

Департаментархитектуры и строительства


РеспубликиМолдова

РеспубликаТаджикистан

ГосстройРеспублики Таджикистан

РоссийскаяФедерация

МинстройРоссии


3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


4 ВВЕДЕН ВДЕЙСТВИЕ с 1 января 1997 г. в качестве государственного стандартаРоссийской Федерации постановлением Минстроя России от 5 августа 1996г. № 18-60


Настоящийстандарт не может быть полностью или частично воспроизведен,тиражирован и распространен в качестве официального издания натерритории Российской Федерации без разрешения Минстроя России



Содержание


1 Областьприменения

2 Нормативныессылки

3 Определения

4 Измерениярейкой с клиновым промерником

4.1 Требования крейке и клиновому промернику

4.2 Подготовка кизмерениям

4.3 Проведениеизмерений

4.4 Обработкаданных и представление результатов измерений

5 Измерениянивелиром и нивелирной рейкой

5.1 Требования книвелиру и нивелирной рейке

5.2 Подготовка кизмерениям. Проведение измерений

5.3 Обработкаданных и представление результатов измерений

б Измерения сприменением автомобильной установки ПКРС-2 для ускореннойпредварительной оценки

6.1 Требования кавтомобильной установке

6.2 Подготовка кизмерениям

6.3 Требования кучасткам для проведения измерений. Проведение измерений

6.4 Обработкаданных и представление результатов измерений

Приложение АПоправки к результатам измерений просветов под рейкой на участкахвертикальных кривых

Приложение БПоправки к значениям при измерениях неровностей нивелиром

Приложение ВБиблиография



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ


ДОРОГИАВТОМОБИЛЬНЫЕ И АЭРОДРОМЫ МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ НЕРОВНОСТЕЙ ОСНОВАНИЙ ИПОКРЫТИЙ


AUTOMOBILEROADS AND AERODROMES UNEVENESS MEASUREMENT METHODS FOR BASE COURSESAND PAVEMENTS


Дата введения1997-01-01


1 Областьприменения


Настоящийстандарт распространяется на методы измерений неровностей поверхностиоснований и покрытий автомобильных дорог, улиц в городах и сельскихпоселениях, а также аэродромов в период их строительства(реконструкции) и эксплуатации.


2 Нормативныессылки

В настоящемстандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 10528—90Нивелиры. Общие технические условия.

ГОСТ 20993—75Шины пневматические радиальные для легковых автомобилей. Основныепараметры и размеры.

ГОСТ 24555—81Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестациииспытательного оборудования Основные положения.


3 Определения


В настоящемстандарте применены следующие термины и их определения.

Рейка —приспособление в виде жесткого прямолинейного стержня,прикладываемого к поверхности основания (покрытия) дороги (аэродрома)с целью выявления просветов между стержнем и поверхностью.

Просвет подрейкой — зазор между нижней гранью рейки и поверхностьюоснования (покрытия) дороги (аэродрома).

Клиновойпромерник — приспособление в виде клина, на одной из гранейкоторого нанесены деления для определения величины просвета подрейкой.

Отметкаотносительная — величина отсчета по нивелирной рейке,приведенная к единому высотному уровню и взятая по отношению к нему сположительным знаком.


4 Измерениярейкой с клиновым промерником

4.1Требования к рейке и клиновому промернику


4.1.1 Длинарейки должна быть 3000±2 мм.

4.1.2 Прогибрейки от собственного веса в середине пролета длиной 2900 ммне должен превышать 0,4 мм.

4.1.3 Ширинаопорной грани рейки должна быть 50±2 мм.

4.1.4 Отклонениеопорной грани рейки от плоскостности не должно превышать 0,2 мм;допускается вместо отклонения от плоскостности измерять отклонение отпрямолинейности продольного профиля поверхности опорной грани рейки,которое не должно превышать 0,2 мм.

4.1.5 Отклонениебоковой грани рейки от прямолинейности не должно превышать 10 мм навсей длине рейки.

4.1.6 На боковыхгранях рейки должно быть пять меток, указывающих места измеренийпросветов под рейкой; шаг меток 500±2 мм;

расстояние открайних меток до торцов рейки 500±2 мм.

4.1.7 Клиновойпромерник должен иметь две плоские грани шириной 50±0,5 мм;угол между поверхностями граней должен быть в пределах 5° 45`±5`.

4.1.8 Одна изграней клинового промерника должна иметь поперечные риски; шаг рисок10±0,1 мм; риски должны иметь цифровые обозначения от 1 до 15.

4.1.9 Рейка иклиновой промерник должны быть аттестованы в соответствии стребованиями ГОСТ 24555.


4.2Подготовка к измерениям


4.2.1 Длинуучастка измерений следует принимать в пределах 300 - 400 м.

4.2.2 Суммарнаядлина участков измерений должна составлять не менее 10 % длиныконтролируемого покрытия (основания) в однорядном исчислении.

4.2.3Поверхность участка измерений должна быть чистой.


4.3Проведение измерений


4.3.1 Измерениена дорогах и улицах следует проводить, прикладывая рейку кповерхности основания (покрытия) на расстоянии 0,5 — 1,0 м откаждой кромки покрытия или края полосы движения;

а на аэродромах— по оси ряда (полосы).

Примечание При многополосной проезжей части дороги рейку следуетприкладывать на расстоянии 0,5 — 1,0 м от границы каждой полосыдвижения.

4.3.2 При каждомприложении рейки следует измерять величину пяти просветов под рейкойв местах, соответствующих меткам на боковых гранях рейки.

4.3.3 Местаприложения рейки должны быть равномерно расположены по длине участкаизмерений.

4.3.4 Общеечисло измерений просветов под рейкой на участке измерений должно бытьне менее 120.


4.4 Обработкаданных и представление результатов измерений


4.4.1 Общеечисло измерений следует принять за 100 % и определить число просветовпод рейкой, превышающих максимально допустимую величину,установленную СНиП 3.06.03-85 и СНиП 32-03-96, и число просветов,меньших минимально допустимой величины, установленной теми жедокументами. Следует также найти наибольшую величину просвета.Величины просветов, полученные при измерениях на вертикальных кривых,следует корректировать, используя данные, приведенные в приложении А.


5 Измерениянивелиром и нивелирной рейкой

5.1Требования к нивелиру и нивелирной рейке


5.1.1 Нивелир ирейка должны быть технически исправны, поверены и отвечатьтребованиям ГОСТ 10528.

5.1.2 Опорныйторец нивелирной рейки должен быть снабжен насадкой с полусферическимподпятником.


5.2Подготовка к измерениям. Проведение измерений


5.2.1 Длинаучастка измерений должна быть не менее 400 м.

5.2.2 Местаустановки нивелирной рейки должны быть расположены на одной линии,находящейся на расстоянии 0,5 — 1,0 м от кромки основания(покрытия) дороги или на оси основания (покрытия) аэродрома. Местаустановки должны быть обозначены метками. Шаг меток 5±0,2 м.

5 2.3 Измеренияследует проводить, последовательно устанавливая нивелирную рейку накаждую из меток.


5.3 Обработкаданных и представление результатов измерений


5.3 1 По даннымнивелирования вычисляют относительные отметки hiточек поверхности покрытия или основания дороги в местах разметки.

5.3.2 Поотносительным отметкам точек поверхности в местах разметки определяютотклонения dhiэтих точек (кроме первой и последней на участке измерений) отпрямой линии, проходящей через предыдущую (i —1) ипоследующую (i+1) точки (рисунок 1) по формуле

где hi-1иhi+1 - относительные отметки предыдущей ипоследующей точек.


Рисунок 1

5.3.3 Общеечисло полученных величин dhiследует принять за 100 % и с точностью до 0,1 % вычислить числовеличин dhi меньше установленных СНиП 3.06.03-85 и СНиП 32-03-96. Следуеттакже найти наибольшую величину dhi.

Примечание При обработке данных измерений, проведенных научастках кривых в продольном профиле дороги, величину dhi следует рассчитывать с учетом поправки. Значения поправок даныв приложении Б.


6 Измерения сприменением автомобильной установки ПКРС-2 для ускореннойпредварительной оценки

6.1Требования к автомобильной установке


6.1.1Автомобильная установка ПКРС-2 [1] состоит из: автомобиля, прицепногоодноколесного прибора, оборудованного датчиком ровности, иустановленного в автомобиле пульта управления.

6.1.2 Основныепараметры прицепного прибора:

размеры шины(ГОСТ 20993), дюймы — 6,75—13, 6,45—13 или 6,40-13;

тип протектора —с рисунком;

давление воздухав шине, кПа — 170±20 (1,7±0,2 кгс/см2);

нагрузка наколесо, кН — 3±0,03 (300±3,0 кгс);

максимальноерадиальное биение шины, мм — 2±0,2;

максимальныйстатический дисбаланс колеса, г/см — 50±5. Параметры,относящиеся к измерению ровности:

измеряемаявеличина (показатель ровности) — интенсивность (уровень)вертикальных колебаний прицепного прибора относительноподрессоренного кузова, выражаемая в виде суммарного сжатия подвескина 1 км дороги (см/км);

скоростьдвижения при измерении ровности, км/ч — 50;

собственнаячастота свободных колебаний кузова прицепного прибора, Гц —0,8±0,1.


6.2Подготовка к измерениям


6.2.1 Каждаяустановка должна пройти аттестацию, которая оформляется протоколом иаттестатом по формам, предусмотренным ГОСТ 24555, а также делаетсяотметка в паспорте на данное средство.

6.2.2Непосредственно перед проведением измерений должны выполняться всоответствии с инструкцией по эксплуатации и обслуживанию установкиследующие работы:

проверкамеханической части прицепного прибора - надежность крепленияприцепного прибора, затяжка крепежных деталей, трение и демпфированиев подвеске, исправность привода датчика ровности (тахогенератора);

проверка июстировка спидометра автомобиля;

балансировкаколес, проверка радиального биения шины;

установкапереключателя режимов работы в положение «50 км/ч».


6.3Требования к участкам для проведения измерений. Проведение измерений


6.3.1 Каждаяполоса перед проведением измерений должна быть очищена от щебня,песка, остатков бетона, а в осенний и зимний периоды — от снегаи льда, способных исказить результаты измерений.

6.3.2 Припроведении измерений необходимо в процессе проезда выдерживатьзаданную скорость с точностью ±2 км/ч.


6.4 Обработкаданных и представление результатов измерений


6.4.1 Правилаобработки данных и форму представления результатов измеренийпринимают по [2].

6.4.2 Приизмерениях неровностей покрытий аэродромов измерителем типа ИРПАПправила обработки данных и форму представления результатов измеренийпринимают по [З].


ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)


Поправки крезультатам измерений просветов под рейкой на участках вертикальныхкривых


Радиусвыпуклой

Величинапоправки, мм, на расстоянии от торца рейки,м

кривой,м

0,0

0,5

1,0

1000

1,1

0,8

0,4

600

1,9

1,3

0,6

400

2,8

1,9

0.9

300

3,8

2,5

1,2

200

5,6

3,8

1,9

Радиусвогнутой кривой,м

Величинапоправки, мм, на расстоянии от торца рейки,м


0,5

1,0

1.5

1000

0,4

0,8

1,1

600

0,6

1,3

1,9

400

0,9

1,9

2,8

300

1,3

2,5

3,8

200

1,9

3,8

5,6

Примечание— При измерениях на выпуклых и вогнутыхкривых величинупоправки следует брать со знаком минус.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(обязательное)

Поправки кзначениям ори измерениях неровностей нивелиром


Радиус

Величинапоправки, мм, для неровностей

вертикальнойкривой,м


длиной,м








10

20

40

100,000

2,0

75,000

2,7

50,000

4,0

30,000

6,7

25,000

2,0

8,0

20,000

2,5

10,0

15,000

3,3

15,0

10,000

1,3

5,0

20,0

8,000

1.6

6,3

25,0

5,000

2,5

10,0

40,0

4,000

3,1

12,5

50,0

3,000

4,2

16,7

67,0

2,500

5,0

20,0

80,0

2,000

6,3

25,0

100,0

1,500

8,3

33,3

133,3

1,200

10,4

41,7

166,7

1,000

12,5

50,0

200,0

600

20,8

83.3

400

31,2

125,0

300

41,7

166,7

200

62,5

250,2

Примечание— При измерениях на выпуклых кривых величину поправкиследует брать со знаком минус, на вогнутых — сознаком плюс.


ПРИЛОЖЕНИЕ В

(информационное)


Библиография


[1] Средстваизмерений, допущенные к выпуску в обращение в СССР. Описаниеутвержденных образцов. — М.: Издательство стандартов, 1988(ПКРС-2 зарегистрирован под № 10913-87).

[2] Инструкцияпо эксплуатации автомобильной установки ПКРС-2 для контроля ровностии коэффициента сцепления дорожных покрытий/СоюздорНИИ. — М.,1971.

[3] Методыопределения соответствия нормам годности к эксплуатации аэродромовМОС НГЭА (с поправкой Межгосударственного авиационного комитета от01.06.94 г. № 5). — М.: Воздушный транспорт, 1992.




УДК625.71:528.482(083.74) Код по МКС

Ключевые слова:неровность, рейка, просвет под рейкой, клиновой промерник, рейканивелирная, отметка относительная, частота дорожная