ГОСТ Р 51248-99 (с попр. 1999)

ГОСТ Р 51248-99


УДК625.14:006.354 Группа Ж 83


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПУТИ НАЗЕМНЫЕРЕЛЬСОВЫЕ КРАНОВЫЕ

Общиетехнические требования


TRACKS OVERLAND RAIL CRANE

Principal specifications


ОКС 93.100, ОКСТУ 3185

Дата введения 1999—06—01


Предисловие


1 РАЗРАБОТАН АОЗТ«Центральный научно-исследовательский ипроектно-экспериментальный институт организации, механизации итехнической помощи строительству» и Техническим комитетом постандартизации (ТК 376) «Эксплуатация строительно-дорожныхмашин и оборудования»


2 СОГЛАСОВАН сГосгортехнадзором России


3 ВНЕСЕН Управлениеммеханизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России


4 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕпостановлением Госстроя России от 18 февраля 1999 г. № 8.


5 ВЗАМЕН СНиП 3.08.01-85



Введение


Настоящий стандарт являетсяосновополагающим нормативным документом, обязательным для исполненияруководящими и инженерно-техническими работниками, связанными спроектированием, устройством и эксплуатацией наземных рельсовыхкрановых путей.

При разработке требованийстандарта учитывались современные достижения науки и техники,передовой отечественный и зарубежный опыт, а также требованиямеждународных стандартов по рельсовым крановым путям.

Основными отличиями этогостандарта являются приоритетность требований, направленных наобеспечение безопасности работы людей, связанных с эксплуатацией,ремонтом и обслуживанием грузоподъемной техники.

В стандарте содержатся, восновном, требования к эксплуатационным характеристикам рельсовыхпутей, удовлетворяющие потребителя и обеспечивающие безопасную ихэксплуатацию.

Средства и способыобеспечения этих требований, а также более подробное описаниеконструкции, методов расчета и применяемых материалов излагаются вразрабатываемых сводах правил по проектированию, устройству иэксплуатации наземных рельсовых крановых путей.

Настоящий стандарт разработанАОЗТ ЦНИИОМТП (ответственный исполнитель — Ю.А. Корытов)и Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 (ответственныйисполнитель — Н.Д. Тимофеев) под руководством Управлениямеханизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России (Д.П.Добжинский).




1 Областьприменения


Настоящий стандартраспространяется на наземные рельсовые пути, предназначенные дляпередвижения грузоподъемных кранов (башенных, козловых) иустанавливает требования по их проектированию, устройству иэксплуатации.

Требования стандарта являютсяобязательными, кроме 4.2.5; 4.3.1; 4.3.7;4.7; 5.8 и таблицы 1, которые носят рекомендательный характер.

Стандарт может применятьсядля сертификации.


2 Нормативные ссылки


В настоящем стандартеиспользованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 12.3.009—76 ССБТ.Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.026—76 ССБТ.Цвета сигнальные и знаки безопасности

ГОСТ 23407—78Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производствастроительно-монтажных работ. Технические условия

Международный стандарт ИСО4310. Краны. Правила и методы испытаний

ПБ 10-14-92 Правилаустройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов(Госгортехнадзор России)

Правила устройстваэлектроустановок (Госэнергонадзор России)

Правила техническойэксплуатации электроустановок (Госэнергонадзор России).


3 Общие положения


3.1 Устройство и эксплуатациярельсовых путей должны осуществляться по проектной и конструкторскойдокументации, разрабатываемой в соответствии с требованияминастоящего стандарта и нормативно-технической документации напроектные работы.

3.2 Организации,разрабатывающие проектную и конструкторскую документацию иосуществляющие устройство и эксплуатацию рельсовых путей, должныиметь лицензии на соответствующие виды деятельности, выданныеорганами лицензирования Госстроя России и Госгортехнадзора России.


(Измененная редакция,поправка)


3.3 Рельсовый путь включает:нижнее и верхнее строения, путевое оборудование.

3.3.1 В состав нижнегостроения рельсового пути входят: земляное полотно и водоотводноеустройство.

3.3.2 В состав верхнегостроения рельсового пути входят: балластная призма, подрельсовыеопорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления.

3.3.3 В состав путевогооборудования рельсового пути входят: тупиковые упоры, лотки дляпредотвращения износа кабеля, питающего электроэнергией кран,ограничители передвижения, ограждение, заземление и предупреждающиезнаки.

3.4 Комплект документовдолжен содержать:

проектную и конструкторскуюдокументацию;

паспорта и сертификаты наэлементы (комплектующие изделия и материалы), входящие в составрельсового пути;

акт сдачи-приемки крановогорельсового пути в эксплуатацию (акт комплексного обследованиякранового пути);

разрешение на пуск в работурельсового пути.

3.5 В составе проектнойдокументации на рельсовый путь приводятся:

выкопировка из стройгенплана;

проект рельсового пути;

проект производства работ наустройство рельсового пути;

требования по эксплуатациирельсового пути.

3.5.1 Проект рельсового путидолжен содержать:

план рельсового пути суказанием основных размеров и участка для стоянки крана в нерабочемположении;

конструкцию верхнего строениярельсового пути (тип рельса, подрельсовый опорный элемент, расстояниямежду ними, тип или конструкция стыковых скреплений, материал иразмеры балластного слоя);

конструкцию земляного полотна(поперечный профиль с размерами, расположение и тип водоотводныхустройств, степень уплотнения земляного полотна);

допуски, контролируемые приустройстве и эксплуатации;

конструкцию тупиковых упоров,схему заземления рельсового пути;

конструкцию переезда черезрельсовые пути для автомобильного транспорта (при необходимости);

указания о месте монтажакрана и регламенте обкатки рельсового пути*;

пояснительную записку срасчетами и обоснованиями проектных и конструкторских решений.

______

*Обкатку рельсового пути следует производить краном, башня которогосмонтирована на минимальное исполнение, согласно паспортнойхарактеристике.


(Измененная редакция,поправка)


3.5.2 Проект производстваработ (ППР) по устройству рельсового пути должен содержать:

состав и способы производстваработ;

методы контроля;

браковочные требования наэлементы рельсового пути;

способы устранения отклоненийрельсового пути в плане и в вертикальной плоскости от нормативныхзначений;

периодичность обследования итехнического обслуживания.


4 Требованияк устройству рельсовых путей


4.1 Общий вид и основныеконтролируемые параметры рельсовых путей указаны на рисунке 1.

1 — рельсовыйпуть; 2 — башенный кран; 3 — водоотводноеустройство; 4 — ограждение;

5 — возводимоездание

Контролируемые параметры:

А — шириназемляного полотна;

Б = (R0,5К) + 0,7 м минимальное расстояние отвыступающей части здания (штабеля) до оси рельса;

В — база крана;

К — колея пути;

R наибольший радиус поворотной части крана;

I= (hy /К) —поперечный уклон пути;

hб —толщина балласта;

S— отклонение от прямолинейности рельсового пути;

L*расстояние от оси (торца) рельса до ограждения (не менее размера«Б»).


Рисунок 1Общий вид и основные контролируемые параметры наземных рельсовыхкрановых путей

_____

* Поправки к рисунку.


4.2 К нижнему строениюрельсового пути предъявляются следующие требования:

4.2.1 Перед устройствомземляного полотна под рельсовые пути должны быть выполнены все работыпо прокладке инженерных сетей и коммуникаций.

Подземные коммуникации,расположенные в зоне крановых нагрузок, следует проверить расчетом напрочность и, при необходимости, защитить от деформации и разрушения.


(Измененная редакция,поправка)


4.2.2 Продольный уклонземляного полотна должен быть не более 0,003;

поперечный уклон земляногополотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в пределах0,008—0,01 в сторону от обслуживаемого объекта;

земляное полотно, сложенноеиз дренирующего грунта, допускается выполнять горизонтальным.

4.2.3 Плотность грунтаземляного полотна (выемки и нулевого места) должна быть в пределах1,55—1,75 г/см3, коэффициент уплотнения насыпногогрунта земляного полотна — не менее 0,95. Способы уплотнениягрунта и методы контроля за его плотностью определяются проектом.

4.2.4 Земляное полотно должноиметь эффективное водоотводящее устройство.


(Измененная редакция,поправка)


4.2.5 Устройство земляногополотна в зимний период должно осуществляться по отдельнымтребованиям к проекту кранового пути с учетом специфики климатическихзон.

При устойчивой отрицательнойтемпературе окружающего воздуха во время нахождения крана на объектедопускается укладывать балластный слой без предварительногоуплотнения грунтового основания.


(Измененная редакция,поправка)


4.3 К верхнему строениюрельсового пути предъявляются следующие требования:

4.3.1 Верхнее строениерельсового пути может возводиться как из отдельных элементов, так и сиспользованием инвентарных секций.

В качестве подрельсовыхопорных элементов могут применяться деревянные полушпалы, брусья илижелезобетонные балки.

4.3.2 Толщина балластногослоя определяется проектом на основании расчетов и зависит отнагрузки на колесо крана, вида грунтового основания, материалабалласта и конструкции подрельсовых опорных элементов.

Ориентировочная толщинабалласта (для составления технико-экономического обоснования проекта)приведена в таблице 1.

4.3.3 При устройстверельсового пути с полушпалами стыки рельсов следует располагать междуполушпалами, а с железобетонными продольными подрельсовыми элементами— над их стыками.

4.3.4 Конструкции болтовыхсоединений рельсов должны исключать ослабление затяжки (должныприменяться пружинные шайбы, шплинты и т.п.).

4.3.5 Величина зазора врельсовом стыке не должна превышать 12 мм. Смещение торцов стыкуемыхрельсов не должно превышать в плане 2 мм и по высоте 3 мм.

4.3.6 Длина балластной призмыдолжна превышать длину рельсовой нитки на 1 м в каждую сторону.

4.3.7 При применениижелезобетонных подрельсовых опорных элементов (балки, плиты, шпалы)между рельсами и поверхностями этих опорных элементов должныустанавливаться прокладки соответствующей упругости.


(Измененная редакция,поправка)


4.3.8 Допускаемые отклоненияразмеров рельсовых путей от проектного значения при их устройствеприведены в таблице 2.

4.4 Расстояния выступающихчастей крана до зданий, сооружений, штабелей грузов должнысоответствовать требованиям ст. 4.14.5 ПБ 10-14 и ГОСТ 12.3.009.

4.5 К путевому оборудованиюрельсового пути предъявляют следующие требования:

4.5.1 На концах рельсовогопути (на расстоянии не менее 0,5 м) должны быть установлены тупиковыеупоры, предназначенные для гашения остаточной скорости крана ипредотвращения его схода с концевых участков кранового пути ваварийных ситуациях, при отказе ограничителя передвижения илитормозов механизма передвижения крана.

Упоры должны быть установленытаким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным.

Рельсовые пути должны иметь впоперечном направлении фиксирующие элементы (стяжки-распорки),которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а впромежутке — не менее одного на инвентарную секцию или с шагомне более 6,25 м.


Таблица 1

В миллиметрах


Нагрузкаот

Ориентировочнаятолщина балласта hб

колесана

щебеночногопод железобетонными балками

песчаногопод железобетонными балками

щебеночногопод деревянными полушпалами

рельс,кН

приземляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаногогрунта и рельсах типов

приземляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов

приземляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаногогрунта и рельсах типов

приземляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов

приземляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаногогрунта и рельсах типов

приземляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов


Р50

Р65

Р50

Р65

Р50

Р65

Р50

Р65

Р50

Р65

Р50

Р65

До200

100

100

100

100

100

100

100

100

270

230

100

100

200 до 225

100

100

100

100

100

100

100

100

320

280

100

100

»225 » 250

140

120

100

100

150

130

100

100

370

330

100

100

»250 » 275

210

190

100

100

220

200

100

100

420

380

100

100

»275 » 300

300

280

130

110

350

330

130

110

»300 » 325

430

360

150

130

530

520

210

190

Примечания

1При нагрузке на колесо более 275 кН рекомендуется применятьжелезобетонные опорные подрельсовые элементы.

2Расстояние между осями полушпал следует принимать 500 мм сдопускаемыми отклонениями ± 50 мм.

3В качестве щебеночного балласта следует применять щебень изестественного камня фракции 25—60 мм, гравий игравийно-песчаную смесь фракции 3—60 мм (гравий) и 0,63—3мм (песок) по массе не более 20 %.

4Для изготовления подкрановых рельсовых путей должны применятьсяновые или старогодние рельсы I и II групп годности.


Таблица 2


Параметры

Предельнаявеличина отклонения при


устройстве

эксплуатации

Продольныйи поперечный уклоны рельсового пути*

Неболее 0,004

Неболее 0,01

Колеярельсового пути

±10мм от номинального размера

±15мм от номинального размера

Прямолинейностьрельсового пути на участке длиной 10 м для кранов:



сжесткими ходовыми рамами

Неболее 15 мм

Неболее 20 мм

сбалансирными тележками

Неболее 20 мм

Неболее 25 мм

Упругаяпросадка рельсового пути при максимальной нагрузке на колесокрана и конструкции верхнего строения:



издеревянных полушпалах

Неболее 7 мм

Неболее 7 мм

нажелезобетонных балках

Неболее 5 мм

Неболее 5 мм

*На участке пути, равном по длине двум базам крана (2 В),поперечные знакопеременные уклоны в указанных значениях недопускаются.


4.5.2 Ограничителипередвижения должны быть установлены таким образом, чтобы отключениедвигателя механизма передвижения крана происходило на расстоянии неменее тормозного пути до тупикового упора.

4.5.3 Устройство заземленияпути необходимо выполнять в соответствии с требованиями Правилустройства электроустановок.

4.5.4 Знаки безопасностивыставляют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026.

Ограждение рельсового путиследует выполнять по ГОСТ 23407. На рельсовом пути участок стоянкикрана в нерабочем состоянии должен быть обозначен табличкой «Местостоянки крана».

4.5.5 Ограничителипередвижения и тупиковые упоры должны быть окрашены в соответствии стребованиями ГОСТ 12.4.026.

Металлические детали должныбыть предохранены от коррозии.

4.6 Кроме общих требований кустройству рельсовых путей, изложенных в 4.3 и 4.5, следуетруководствоваться также условиями на укладку рельсового пути, которыедолжны содержаться в паспорте крана, соответствующем требованияммеждународного стандарта ИСО 4310.

4.7 Рельсовый путь передсдачей-приемкой подлежит обкатке. Обкатка пути производится не менее10 раз краном без груза и не менее 5 раз с максимальным рабочимгрузом. Просадка пути и выявленные дефекты устраняются.

4.8 Готовность рельсовогопути к эксплуатации подтверждается актом сдачи-приемки пути по формев соответствии с приложением 8 ПБ 10-14 или актом комплексногообследования крановых путей (5.3).

4.9 Разрешение наэксплуатацию рельсового пути выдается инженерно-техническимработником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемныхмашин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, назначеннымсогласно требованиям ст. 7.4.2 ПБ 10-14, на основании актасдачи-приемки или акта комплексного обследования крановых путей.


(Измененная редакция,поправка)


5 Требования кэксплуатации


5.1 Рельсовые пути,находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке,периодическому комплексному обследованию, обслуживанию и ремонту.

5.2 Проверка состояниярельсового пути включает:

ежесменный осмотр;

плановую или внеочереднуюпроверку.

5.2.1 Ежесменный осмотррельсового пути осуществляется машинистом крана в объеме,предусмотренном производственной инструкцией.

В случае обнаружениянеисправностей в известность ставится лицо, ответственное забезопасную эксплуатацию грузоподъемных машин.

5.2.2 Плановая проверкасостояния рельсового пути проводится после каждых 24 смен работыкрана и осуществляется под руководством инженерно-техническогоработника, ответственного по ст. 7.4.5 ПБ-10-14.

Плановая проверкаустанавливает соответствие контролируемых параметров рельсовых путейтребованиям настоящего стандарта, проектной и конструкторскойдокументации, и подтверждает, что состояние верхнего строения ипутевого оборудования обеспечивают безопасную работу крана.

Результаты плановых проверокзаносятся в вахтенный журнал крановщика.

Внеочередную проверкурельсовых путей проводят после особо неблагоприятных эксплуатационныхусловий (ливни, продолжительные оттепели и т.д.), отрицательновлияющих на состояние земляного полотна и балластного слоя, а такжепри замечаниях машиниста крана.


(Измененная редакция,поправка)


5.3 Периодическое комплексноеобследование* рельсовых путей проводится специализированнымиорганизациями, имеющими государственную лицензию на этот виддеятельности, и включает выполнение следующего комплекса работ:

проверку наличия и состоянияэксплуатационной службы и службы надзора за качеством рельсовыхпутей;

проверку наличия проектной иэксплуатационной документации;

поэлементное обследованиерельсовых путей, включая оценку фактического состояния и остаточногоресурса основных элементов верхнего строения рельсового пути;

подготовку результатовкомплексного обследования: инструментальные замеры, данные упругойпросадки, ведомость дефектов и др.

Результаты комплексногообследования оформляются актом.

Периодичность комплексногообследования рельсовых путей определяется проектом, но должнапроводиться не реже 1 раза в 3 года **.

______

* Порядок и процедуракомплексного обследования рельсовых путей регламентируютсясоответствующими нормативными документами.

** Допускается посогласованию с органами Госгортехнадзора периодичность комплексногообследования увеличивать до 5 лет для редко используемых кранов (неболее 500 маш. -ч/год).


5.4 По результатам плановыхили внеочередных проверок и комплексного обследования рельсовых путейпроводятся работы по их техническому обслуживанию и устранениювыявленных дефектов, включая:

восстановление земляногополотна и балластной призмы до проектных значений;

рихтовку и выправку пути поуровню;

подтяжку ослабленных болтовыхи винтовых соединений, а также креплений с помощью костылей;

регулировку зазоров в стыкахрельсов и выключающих линеек;

восстановление поврежденныхучастков верхнего строения и контуров заземления;

замену дефектных элементовверхнего строения и путевого оборудования рельсового пути;

очисткуводоотводящего устройства.

5.5 Не допускаетсяэксплуатация рельсового пути при следующих дефектах:

5.5.1 На рабочих поверхностяхимеются вмятины, лыски и волнистость более 5 мм.


(Измененная редакция,поправка)


5.5.2 В болтовых соединенияхрельсового пути отсутствуют исправные стопорные детали (пружинныешайбы, шплинты и т.п.) или они затянуты с нарушением момента затяжки,указанного в конструкторской документации.

5.5.3 Наличие трещин врельсах, в тупиковых упорах, в том числе в сварных швах.

5.5.4 Коррозия деталейрельсового пути в глубину более 4 мм.

5.5.5 Уменьшение площадиопирания нижней поверхности подрельсовых опорных элементов —полушпал и балок рельсового пути на площади более 10 %.

5.5.6 В железобетонныхподрельсовых элементах имеются обнажения и обрывы арматуры, сплошныеопоясывающие и продольные длиной более 300 мм трещины с раскрытиемболее 0,3 мм, сколы бетона более 100 мм для полушпал и 250 мм длябалок.

5.5.7 В деревянных полушпалахимеются: излом, поперечные трещины длиной по торцу более егополовины, продольные трещины глубиной более 50 мм и длиной более 300мм, поверхностная гниль более 20 мм под подкладками и более 60 мм наостальных поверхностях деревянных элементов.

5.6 Эксплуатация и контрольза устройствами заземления должны осуществляться в соответствии сПравилами технической эксплуатации электроустановок.

5.7 Предельные значенияотклонений элементов верхнего строения и тупикового оборудования, прикоторых дальнейшая эксплуатация рельсового пути не допускается,указаны в таблице 2.

5.8 При установке нарельсовых путях грузоподъемных кранов, изготовленных за рубежом,представляется заключение специализированных организаций, имеющихправо комплексного обследования крановых путей грузоподъемных машин.



Ключевые слова: крановыйпуть, нижнее и верхнее строение рельсового пути, путевоеоборудование, тупиковые упоры, балластная призма, земляное полотно,контролируемые параметры, допуски, уклон, просадка


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Общие положения

4 Требования к устройствурельсовых путей

5 Требования к эксплуатации