ГОСТ 17.5.3.02-90

ГОСТ 17.5.3.02-90


Группа Т58


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТСОЮЗА ССР



ОХРАНА ПРИРОДЫ.

Земли.

Нормы выделения на земляхгосударственного

лесного фонда защитныхполос лесов вдоль

железных и автомобильныхдорог


Nature protection. Lands.Rates for shelter

belts allotment alongrailroads and highways

on lands of state forestreserves




ОКСТУ 2209

Дата введения 1991-01-01



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ


1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕНГосударственным комитетом СССР по лесу


РАЗРАБОТЧИКИ


С.И. Никитин (руководительтемы); Д.Д. Любич; Н.Т. Макарычев; В.Д. Казанский


2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН вдействие Постановлением государственного комитета СССР по охранеприроды от 03.07.90 N 26


3. ВЗАМЕН ГОСТ 17.5.3.02-79


4. Ссылочныенормативно-технические документы



ОбозначениеНТД, на который дана ссылка

Номерпункта, подпункта

ОСТ56-44-80

11




1. Настоящий стандартустанавливает нормы выделения на землях единого государственноголесного фонда защитных полос лесов (земель) вдоль железных иавтомобильных дорог общегосударственного, республиканского иобластного значения.


Стандарт применяется припроектировании и строительстве новых, эксплуатации и реконструкциидействующих железных и автомобильных дорог и проведениилесоустроительных работ.


Термин, применяемый внастоящем стандарте, и пояснение к нему приведены в приложении.


2. Защитные полосы лесоввдоль железных и автомобильных дорог предназначены для обеспечениязащиты от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, оползней,обвалов, ветровой и водной эрозии, для ограждения движущегосятранспорта от неблагоприятных аэродинамических воздействий, дляснижения уровня шума, выполнения санитарно-гигиенических,оздоровительных и эстетических функций, для предотвращениязагрязнения окружающей среды продуктами деятельности транспорта.


3. Защитные полосы лесоввдоль железных и автомобильных дорог выделяют из общей площади лесовединого государственного лесного фонда и относят к лесам первойгруппы.


4. Защитные полосы лесоввдоль железных и автомобильных дорог выделяют из лесов всех групп икатегорий. Не допускается выделение защитных полос лесов вдольжелезных и автомобильных дорог из заповедников, национальных иприродных парков, заповедных лесных участков, лесов, имеющих научноеили историческое значение, природных памятников, лесопарков, лесоворехопромысловых зон, лесоплодовых насаждений, городских лесов, лесовлесопарковых частей зеленых зон, лесов санитарной охраны источниковводоснабжения и лесов первой и второй зон округов санитарной охраныкурортов и особо ценных лесных массивов, запретных полос лесов,защищающих нерестилища ценных промысловых рыб.


5. Ведение лесного хозяйствана выделенных вдоль железных и автомобильных дорог полосах лесовосуществляют предприятия лесного хозяйства и другие организации, закоторыми закреплены эти леса.


6. Защитные полосы лесов(земель) вдоль проектируемых и новостроящихся железных иавтомобильных дорог и их перевод в леса первой группы выделяют доначала или с началом строительства дорог, а вдоль эксплуатируемых -во время очередного лесоустройства.


7. Ширина защитных полослесов вдоль железных дорог должна быть не менее 500 м с каждойстороны дороги. Ширина защитных полос лесов вдоль автомобильных дорогдолжна составлять не менее 250 м с каждой стороны дороги. Допускаетсяуменьшение ширины защитных полос лесов не более чем на 50 м приналичии на местности естественных или искусственных рубежей.


8. Ширина защитных полослесов вдоль железных и автомобильных дорог в зонах пустыни иполупустыни на участках, подверженных песчаным заносам, в районах свечной мерзлотой, в горных районах, на участках с опаснымиэрозионными процессами, селевыми потоками, снежными лавинами, вместах, подверженных наводнениям, паводкам, сейсмическим и другимстихийным явлениям, должна быть установлена с учетом обеспечениязащиты дорог от воздействия неблагоприятных факторов.


9. На имеющихся в пределахвыделенных защитных полос лесов вдоль дорог, не покрытых лесомземлях, пригодных для лесовыращивания, должны быть созданы лесныенасаждения.


10. Ширину защитных полослесов вдоль дорог исчисляют от границы полосы отвода земельтранспорта, но не менее 15 м от основания земляного полотна железнойили автомобильной дороги.


11. Внешние границы защитныхполос лесов должны быть привязаны к легкоопознаваемым в натуреестественным и искусственным объектам, рубежам.


При ограничении внешнихграниц защитных полос лесов визирами в местах пересечения их сквартальными просеками и внутриквартальными коммуникациями должныбыть установлены указательные столбы в соответствии с ОСТ 56-44.


12. В защитных полосах лесовдопускаются рубки ухода за лесом, санитарные и лесовосстановительныерубки, направленные на сохранение защитных функций леса.


13. Лесовосстановительныерубки применяются в защитных полосах лесов, кроме выделяемых опушек.


14. Лесовосстановительныерубки следует применять с одновременным проведением в обязательномпорядке лесовосстановительных работ. При этом должна обеспечиватьсянепрерывность защитного действия выделенных полос лесов иформирование нового их поколения из высокопродуктивных и ценных вхозяйственном отношении древесных и кустарниковых пород.


Приложение

Справочное



Термин, применяемый внастоящем стандарте,

и пояснение к нему


Термин

Пояснение

Землитранспорта

Земли,предоставленные в пользование транспортным организациям дляосуществления строительства, содержания, ремонта,усовершенствования и развития транспортных объектов и обеспечения их эксплуатации