ГОСТ 12.3.020-80 (1999)

ГОСТ12.3.020-80


УДК658.286.2:658.382.3:006.354 Группа Т58


ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР


СИСТЕМАСТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА


Процессыперемещения грузов на предприятиях


Общиетребования безопасности


Occupationalsafety standards system. Transporting process of loads in all fieldsof national economy. General requirements safety


ОКСТУ0012

Срокдействия с 01.07.81


Снятоограничение срока действия постановлением Госстандарта от 09.07.86 №2065


УТВЕРЖДЕН ИВВЕДЕН в действие Постановлением Государственного комитета СССР постандартам от 29.04.80 № 1973


ПЕРЕИЗДАНИЕ.(октябрь 1999 г.) с изменением № 1, утвержденным в марте 1988г. № 926, (ИУС № 7-88)



Настоящийстандарт устанавливает общие требования безопасности к процессамперемещения грузов на предприятиях* всех отраслей народного хозяйства(погрузке, разгрузке, транспортированию, промежуточномускладированию, устройству и содержанию транспортных путей) напольнымколесным безрельсовым транспортом.

________________

* Предприятия,учреждения, организации, производственные объединения и др. вдальнейшем именуются "предприятия".



1.Общие положения


1.1. Перемещениегрузов на предприятиях должно выполняться в соответствии стребованиями ГОСТ 12.3.002-75 и настоящего стандарта.

1.2. Дляперемещения грузов на предприятиях должны быть разработанытранспортно-технологические схемы.


(Измененнаяредакция, Изм. № 1).


1.3. Длядвижения транспортных средств на территории предприятий должны бытьразработаны и установлены на видных местах схемы движения.


2.Требования к устройству и содержанию транспортных путей


2.1. Устройствотранспортных путей - по СНиП II-Д.5-72 "Автомобильные дороги.Нормы проектирования", а их освещение - по СНиП II-4-79"Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования".

2.2. Натранспортных путях предприятий должны быть установлены дорожные знакипо ГОСТ 10807-78 и нанесена разметка по ГОСТ 13508-74. Применениетехнических средств регулирования дорожного движения - по ГОСТ23457-86. Границы проезжей части транспортных путей в цехах должныбыть установлены с учетом габаритов транспортных средств сперемещаемыми грузами. Расстояние от границ проезжей части доэлементов конструкций зданий и оборудования должно быть не менее 0,5м, а при движении людей - не менее 0,8 м.

2.3. Местапроведения ремонтных работ на транспортных путях, включая траншеи иямы, должны быть ограждены и обозначены дорожными знаками по ГОСТ10807-78, а в темное время суток - световой сигнализацией. Ограждениядолжны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76.

2.4.Транспортные пути в тупиках должны иметь объезды или площадки,обеспечивающие возможность разворота транспортных средств.

2.5.Транспортные пути должны содержаться в исправном состоянии, очищатьсяот снега, льда, мусора. В зимнее время транспортные пути должныпосыпаться песком, шлаком или другими заменяющими их материалами. Напредприятии должны быть установлены сроки, порядок проверки иобязанности лиц по контролю за состоянием транспортных путей.

2.6. В местахпересечения железных дорог в одном уровне с транспортными путямидолжны быть переезды по СНиП II-39-76 "Железные дороги колеи1520 мм. Нормы проектирования"; шлагбаумы, предупредительнаязвуковая и световая сигнализация - по СНиП II-46-75 "Промышленныйтранспорт. Нормы проектирования".

2.7.Транспортные пути должны быть свободны от предметов, препятствующихсвободному проезду или портящих поверхность транспортных путей.

2.8. Приозеленении территории предприятия в зоне транспортных путей должнабыть обеспечена видимость по СНиП II-Д.5-72.


3.Требования к процессам перемещения грузов


3.1. Требованиябезопасности следует вносить в технологические документы: МК, КТП,КТТП по ГОСТ 3.1102-81. Оформление документов на процессы перемещениягрузов на предприятиях - Р 50-111-89

3.2. Приперемещении грузов должно быть обеспечено состояние воздушной средырабочей зоны производственных перемещений по ГОСТ 12.1.005-88.

3.3. Требованияк погрузочно-разгрузочным работам:

3.3.1.Требования безопасности к погрузке и разгрузке грузов по ГОСТ12.3.009-76 и Правилам устройства и безопасной эксплуатациигрузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.

3.3.2.Перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процесседолжно производиться с помощью подъемно-транспортных устройств илисредств механизации.

Масса груза,перемещаемая вручную женщинами, должна соответствовать нормампредельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещениитяжестей вручную, утвержденных в установленном порядке.


(Измененнаяредакция, Изм. № 1).


3.3.3.Перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25м должно быть механизировано.

3.3.4. Передначалом работы должно быть проверено наличие и исправностьпогрузочно-разгрузочных устройств, грузозахватных приспособлений иинструментов.

3.3.5. Размерыпогрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать расстояние междугабаритами транспортных средств с грузом не менее 1 м. При проведениипогрузки и разгрузке вблизи здания расстояние между зданием итранспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этомдолжны быть предусмотрены тротуар, отбойный брус и т.п.

3.3.6. Дляправильного размещения транспортных средств в местах погрузки сыпучихгрузов из люков емкостей следует устанавливать указатели и наноситьразграничительные полосы.

3.3.7. Припогрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы,следует применять прокладки, предотвращающие выход их строягрузозахватных устройств.

3.3.8.Штабелирование грузов в местах промежуточного складирования должнопроизводиться в соответствии с ГОСТ 12.3.009-76.

3.3.9.Дештабелирование грузов должно производиться только сверху вниз.

3.3.10. Припромежуточном складировании на отвалах или в отсеках сыпучий материалследует складывать и отбирать с учетом естественного угла откоса длягрузов данного вида. Отбор сыпучих материалов способом подкопа недопускается. При погрузочно-разгрузочных работах с сыпучимиматериалами не допускается нахождение работающих в заполняемыхемкостях.

3.3.11. Дляпогрузки и выгрузки штучных грузов должны быть предусмотреныспециальные площадки (платформы, эстакады, рампы) на высоте полакузова транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортныхсредств должны быть шириной не менее 1,5 м с уклоном не более 5°.

Ширина эстакады,предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должнабыть не менее 3 м.

Эстакады, рампыскладов подъездных путей должны быть оборудованы колесоотбойнымипредохранительными устройствами, препятствующими съезду иопрокидыванию транспортных средств.


(Измененнаяредакция, Изм. № 1).


3.3.12.Погрузочно-разгрузочные работы грузоподъемными механизмами следуетпроизводить только при отсутствии людей в кабине транспортногосредства.

3.3.13.Погрузочно-разгрузочные работы с тяжеловесными и длинномернымигрузами, а также с помощью грейфера, электромагнита и другихмеханических грузозахватных устройств следует производить только приотсутствии людей как в кабине, так и в кузове транспортного средства.

3.3.14. Припостановке транспортных средств под погрузочно-разгрузочные работыдолжны быть приняты меры, предупреждающие самопроизвольное ихдвижение.

3.3.15. Зонаподъема и перемещения грузов электромагнитами и грейферами должнабыть ограждена или иметь сигнализацию, указывающую на опасностьнахождения людей в этой зоне. Ограждения должны быть окрашены всигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76.

3.3.16. Площадкидля проведения погрузочно-разгрузочных работ должны иметьобозначенные границы.

3.4. Требованияк транспортированию грузов и транспортным средствам

3.4.1.Транспортирование грузов должно выполняться транспортными средствами,соответствующими требованиям ГОСТ 12.2.003-91.

3.4.2.Транспортные средства предприятий должны иметь государственныеномерные знаки или регистрационные номера предприятия.

3.4.3.Максимальная скорость движения транспортных средств по территориипредприятия и в производственных помещениях должна устанавливаться взависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых илюдских потоков, специфики транспортных средств и грузов иобеспечивать безопасность движения.


(Измененнаяредакция, Изм. № 1).


3.4.4.Транспортирование должно выполняться транспортными средствами,имеющими устройства, исключающие возможность их эксплуатациипосторонними лицами. Оставлять транспортные средства можно приусловии, если приняты меры, предотвращающие самопроизвольное ихдвижение, а на погрузчиках, кроме того, должен быть опущен поднятыйгруз.

3.4.5. Груздолжен быть размещен, а при необходимости закреплен на транспортномсредстве так, чтобы он:

не подвергалопасности водителя и окружающих;

не ограничивалводителю обзорности;

не нарушалустойчивости транспортного средства;

не закрывалсветовые и сигнальные приборы, а также номерные знаки ирегистрационные номера.

3.4.6.Транспортирование грузов должно производиться в таре или оснастке,которая указана в технологической документации на транспортированиеданного груза.

3.4.7.Транспортирование опасных грузов по ГОСТ 19433-88 в таре, несоответствующей ГОСТ 19822-88, а также при отсутствии маркировки поГОСТ 14192-96 и знака опасности по ГОСТ 12.4.026-76 не допускается.


(Измененнаяредакция, Изм. № 1).


3.4.8. Приустановке грузов неправильной формы и сложной конфигурации натранспортное средство, кроме грузов, которые не допускаетсякантовать, их следует располагать таким образом, чтобы центр тяжестизанимал самое низкое положение.

3.4.9. В цехах сповышенным уровнем шума должна быть обеспечена возможность звуковогоили светового определения движущегося транспортного средства.

3.4.10.Перевозка людей на транспортных средствах допускается только приналичии дополнительных сидений, выполненных в соответствии сдокументацией предприятия-изготовителя транспортного средства.

3.4.11. Въезд вовзрывоопасные помещения допускается только для транспортных средствво взрывобезопасном исполнении.

3.4.12. Притранспортировании штучных грузов, уложенных выше бортов кузова или наплатформе без бортов, они должны быть укреплены.

3.4.13. Бочки сжидкостями при транспортировании должны устанавливаться пробкамивверх. При многорядном размещении каждый ряд должен укладываться напрокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов.

3.4.14.Стеклянную тару с жидкостями при транспортировании следуетустанавливать в кузове стоя (горловиной вверх). При установке ее другна друга необходимо между тарой ставить прокладки из досок.

3.4.15.Транспортировать легковоспламеняющиеся жидкости следует наспециализированных транспортных средствах, имеющих соответствующиенадписи и заземления металлическими цепочками с острием на конце. Притранспортировании легковоспламеняющихся грузов в отдельных емкостях,установленных на транспортные средства, указанные емкости такжедолжны иметь заземление.

3.4.16.Транспортирование пылящих грузов на бортовых транспортных средствахдолжно производиться в уплотненных кузовах, при этом должны бытьприняты меры, исключающие их распыление при движении.

3.4.17.Транспортирование грузов с температурой выше 70 °Сдолжно производиться на транспортных средствах, оборудованныхметаллическими кузовами.

3.4.18.Транспортные средства, предназначенные для перемещения баллонов сгазами, нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся жидкостей,должны оборудоваться искрогасителями в выхлопных трубах и средствамипожаротушения в соответствии с правилами и обеспечению безопасностиперевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными МВДСССР.


(Измененнаяредакция, Изм. № 1).


3.4.19. Баллонысо сжиженным газом следует транспортировать на подрессоренныхтранспортных средствах, при этом баллоны должны укладыватьсяпредохранительными колпаками в одну сторону поперек кузова изакрепляться.

3.4.20.Перевозить баллоны с газом в вертикальном положении следует только вспециальных контейнерах.


3.4.21.(Исключен, Изм. № 1).


3.4.22.Легковоспламеняющиеся жидкости и ядовитые вещества допускаетсятранспортировать с использованием электротранспорта только в качестветягача, при этом он должен быть оборудован средствами пожаротушения.

3.4.23. Авто- иэлектропогрузчики следует использовать на площадках с твердым ировным покрытием.

3.4.24. Приперемещении грузов погрузчиками необходимо применять рабочиеприспособления (вилочные захваты, крюки, ковши и др.) в соответствиис технологическими документами (МК, КТП, КТТП по ГОСТ 3.1102-81) иГОСТ 24366-80.


(Измененнаяредакция, Изм. № 1).


3.4.25.Погрузчики с вилочными захватами при транспортировании мелких илинеустойчивых грузов должны быть оборудованы предохранительной рамкойили кареткой для упора груза при перемещении.

3.4.26.Удлинители вилочных захватов должны быть оборудованы соответствующимизащелками или приспособлениями, надежно фиксирующими их на захватах.

3.4.27. Приперерывах в работе и по окончании ее груз должен быть опущен.

3.4.28.Производить погрузчиком перемещение крупногабаритных грузов,ограничивающих видимость водителю, следует в сопровождении специальновыделенного и проинструктированного сигнальщика.

3.4.29. Недопускается штабелирование груза без кабины или защитной решетки надрабочим местом водителя погрузчика и защитного ограждения кареткигрузоподъемного устройства.


(Измененнаяредакция, Изм. № 1).


3.5. Требованияк промежуточному складированию грузов

3.5.1. Эстакадыи грузовые площадки для промежуточного складирования грузов - понормам проектирования и сооружения промышленных предприятий,утвержденным Госстроем СССР.


(Измененнаяредакция, Изм. № 1).


3.5.2. Площадкидля промежуточного складирования грузов должны находиться нарасстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автомобильныхдорог.

3.5.3.Промежуточное складирование грузов должно производиться в зависимостиот перемещаемого груза, тары, упаковки и технических средств, спомощью которых осуществляется складирование.

3.5.4. Грузовыеплощадки, предназначенные для промежуточного складирования грузов бездвижения по ним транспортных средств, должны быть рассчитаны прираспределении груза с равномерностью не менее 250 кг на 1 м2

3.5.5. Грузы,хранящиеся навалом, следует укладывать в штабели с крутизной,соответствующей углу естественного откоса складируемого материала.При необходимости следует устанавливать защитные решетки.

3.5.6. Припромежуточном складировании грузов должны быть предусмотренымероприятия и средства, обеспечивающие устойчивость и надежностьуложенных грузов.

3.5.7. Грузы втаре и кипах следует укладывать в устойчивые штабели, высота которыхдолжна быть определена по ГОСТ 12.3.010-82.

Крупногабаритныеи тяжеловесные грузы должны быть уложены в один ряд на подкладках.


4.Требования к обслуживающему персоналу


4.1. Порядок ивиды обучения, организация инструктажа работающих - по ГОСТ12.0.004-90.

4.2. Куправлению транспортными средствами погрузочно-разгрузочных работдопускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение по специальнойпрограмме и имеющие удостоверение на право управления транспортнымсредством и выполнения соответствующего вида работ.

К управлениюэлектрофицированным транспортом допускаются водители, имеющие первуюквалификационную группу по технике безопасности.

4.3. Водительтранспортного средства, который работает с грузоподъемнымимеханизмами, должен быть обучен по программе стропальщика, аттестованквалификационной комиссией и иметь удостоверение на право выполненияэтих работ.

4.4. Лица,допущенные к обслуживанию транспортных средств по перевозке опасныхгрузов, должны проходить обучение безопасным приемам и методам трудапо специальной программе с последующей аттестацией и иметьудостоверение.

4.5. Программыдля обучения работающих, занятых перемещением грузов на предприятиях,должны составляться с учетом требований стандартов безопасноститруда, правил дорожного движения и правил по обеспечению безопасностиперевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных МВДСССР, "Правил устройства и безопасной эксплуатациигрузоподъемных кранов", утвержденных Госгортехнадзором СССР,"Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей","Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановокпотребителя", утвержденных Госэнергонадзором и другихнормативно-технических документов.


(Измененнаяредакция, Изм. № 1).


5.Требования к применению средств защиты работающих


5.1. Приперемещении грузов на предприятиях средства защиты работающих отвоздействия опасных и вредных производственных факторов должнысоответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-89.

5.2. Работающиедолжны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты с учетомвоздействующих на них опасных и вредных производственных факторов всоответствии с отраслевыми нормами.

5.3. Всесредства индивидуальной защиты, применяемые работающими при работах,связанных с внутризаводским перемещением грузов, должны подвергатьсяпериодическим контрольным осмотрам и испытаниям в порядке и в сроки,установленные нормативно-технической документацией на эти средства.

5.4. Работающие,участвующие в выполнении погрузочно-разгрузочных работгрузоподъемными механизмами, должны носить защитные каски по ГОСТ12.4.091-80 и ГОСТ 12.4.128-83.


(Измененнаяредакция, Изм. № 1).


5.5. Хранение,дезинфекция, дегазация, дезактивация, стирка и ремонт спецодежды,спецобуви и других средств индивидуальной защиты работающих должныпроизводиться в порядке, установленном органами санитарного надзора.