ГОСТ 12.4.107-82 (1987)

ГОСТ 12.4.107-82

Группа Ж07



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТСОЮЗА СССР


СИСТЕМА СТАНДАРТОВБЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА.


СТРОИТЕЛЬСТВО

Канаты страховочные

Общие техническиетребования


Occupational safety standardssystem. Building.

Safety ropes.

General safety requirements.



ОКП 12 5200

Дата введения 1983-01-01



УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН в действиеПостановлением Государственного комитета СССР по делам строительстваот 25 декабря 1981 г. N 234


ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 1987 г.



Настоящий стандартраспространяется на стальные страховочные канаты (далее канаты),расположенные горизонтально или под углом до 7 град. к горизонту,применяемые при производстве строительно-монтажных работ для защитыработающих при падении с высоты, и устанавливает общие техническиетребования к ним, а также условия их применения.



1. Технические требования



1.1. Канаты должныизготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта истандартов или технических условий на канаты конкретных конструкций.


Требования безопасности,учитывающие специфику применения канатов при их установке иэксплуатации, следует предусматривать стандартами или техническимиусловиями на канаты конкретных конструкций.


1.2. Канат должен бытьснабжен устройством для его крепления к конструктивным элементамзданий и сооружений и натяжения. Это устройство должно обеспечиватьудобство установки, снятия, перестановки и возможность изменениядлины каната, в зависимости от расстояния между точками крепления.


Принципиальная схема канатаприведена на чертеже.


1.3. Конструкция деталейканата должна исключать возможность травмирования рук работающего.


Детали каната не должны иметьнадрывов, заусенцев, острых кромок, трещин и раковин.



Принципиальная схемаустановки страховочного каната


Выше плоскости опоры дляступней ног




На уровне плоскости опоры дляступней ног



1 -стальной канат; 2 -деталикрепления стального каната

с натяжным устройством; 3-конструктивный элемент здания,

к которому закрепляют канат впроцессе эксплуатации; 4 -подкладка

под острые углы в местахогибания стальным канатом конструктивных элементов;

5 -карабин; 6 -монтажнаяпетля в сборных железобетонных элементах

конструкции или специальноеустройство для закрепления каната



1.4. Масса каната в целомдолжна устанавливаться стандартами или техническими условиями наканаты конкретных конструкций; при этом каждая сборочная единица илидеталь каната должна иметь массу не более 20 кг.


1.5. Канат следуетустанавливать выше или на уровне плоскости опоры для ступней ног.


При переходе работающего понижним поясам ферм и ригелям канат должен быть установлен на высотене менее чем 1,5 м от плоскости опоры для ступней ног, а при переходепо подкрановым балкам - не более 1,2 м.


1.6. Длину каната междуточками его закрепления (величину пролета) следует назначать взависимости от размеров конструктивных элементов зданий и сооружений,на которые его устанавливают.


При длине каната более 12 мдолжны устанавливаться промежуточные опоры, расстояние между которымине должно быть более 12 м; при этом поверхность промежуточной опоры,с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок.


Промежуточная опора и узлы еекрепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузкуне менее 500 кгс.


1.7. Статическое разрывноеусилие каната, устанавливаемого на высоте более 1,2 м от плоскостиопоры ступней ног работающего, не должно быть менее 40400 Н (4040кгс), а каната, устанавливаемого на высоте до 1,2 м, - менее 56000 Н(5600 кгс).


1.8. Для изготовлениястраховочного каната, устанавливаемого на высоте более 1,2 м отплоскости опоры для ступней ног работающего, следует применятьстальные канаты диаметром 8,8 мм по ГОСТ 3077-80, диаметром 9,1 мм поГОСТ 2688-80 или диаметром 9,7 мм по ГОСТ 3069-80, а для каната,устанавливаемого на высоте до 1,2 м, стальные канаты диаметром 10,5мм по ГОСТ 3077-80 или по ГОСТ 3069-80 и диаметром 11,0 мм по ГОСТ2688-80; при этом следует применять стальные канаты маркировочнойгруппы не ниже 1558 МПа (160 кгс/кв.мм).


Применение канатов из другихматериалов должно быть обосновано стандартами или техническимиусловиями на канаты конкретных конструкций.


1.9. При установке канатавыше плоскости опоры для ступней ног необходимо предварительнонатянуть его на усилие от 1000 Н (100 кгс) до 4000 Н (400 кгс) взависимости от расстояния между точками закрепления каната.


Предварительное натяжениеканата следует производить до установки его на промежуточные опоры.


Усилие на рукоятке принатяжении каната не должно превышать 160 Н (16 кгс).


Величину предварительногонатяжения следует контролировать величиной провисания в серединепролета натянутого каната в соответствии с таблицей.


Расстояниемежду точками закрепления, м

Величинапредварительного натяжения каната, Н (кгс)

Контролируемаявеличина провисания каната в середине пролета, мм, при диаметреканата, мм



8,8;9,1; 9,7

10,5;11,0

12

1000(100)

55

75

24

1000(100)

220

300

36

2000(200)

240

340

48

3000(300)

280

400

60

4000(400)

330

480


Соотношения между величинамии предварительного натяжения и провисания каната в середине пролетадля канатов, не указанных в этой таблице, должны быть установленыстандартами или техническими условиями на канаты конкретныхконструкций.


1.10. При установке каната науровне плоскости опоры для ступней ног не следует предварительнонатягивать его; при этом длина каната должна быть подобрана такимобразом, чтобы закрепленный на концах и натянутый посередине усилием100 Н (10 кгс) канат не выходил за габаритные размеры конструктивныхэлементов, на которые он устанавливается.


1.11. Детали креплениястального каната, а также конструктивные элементы зданий или другиеустройства, к которым его крепят, должны быть рассчитаны нагоризонтально приложенную нагрузку, равную 22000 Н (2200 кгс) идействующую в течение 0,5 с.


1.12. Детали каната должнысохранять свои защитные и эксплуатационные свойства при температуреот минус 45 до плюс 50 град.С и относительной влажности до 100%.


1.13. Детали крепленияканата, которые могут быть подвержены коррозии, должны иметьантикоррозионные покрытия.


Сигнальная окраска - по ГОСТ12.4.026-76.


1.14. На канаты должны бытьразработаны и утверждены в установленном порядке инструкции поэксплуатации.


1.15. Канат передэксплуатацией, а также через каждые 6 мес в процессе эксплуатациидолжен испытываться статической нагрузкой по методике, изложенной вп.3.4.


1.16. Термин, использованныйв настоящем стандарте, и его пояснение приведены в справочномприложении.



2. Правила приемки



2.1. Канат долженподвергаться приемо-сдаточным, периодическим и типовым испытаниям,которые проводятся предприятием-изготовителем и потребителем.


Приемка канатов производитсяпартиями. Число канатов в партии должно быть не более 200 шт.


2.2. Приемо-сдаточнымиспытаниям на соответствие требованиям пп.1.2, 1.3, 1.13 и 4.1 долженбыть подвергнут каждый канат.


2.3. Проверку соответствияканата требованиям п.1.4 настоящего стандарта производят путемвзвешивания на весах по ГОСТ 23711-79. Для этого от каждой партииотбирают 3% канатов, но не менее 3 шт.



3. Методы контроля



3.1. Высоту установки каждогоканата от плоскости опоры для ступней ног (п.1.5) определяют путемзамера металлической линейкой по ГОСТ 427-75 в местах его закрепленияна концах, а расстояние между точками закрепления при длине канатаболее 12 м (п.1.16) стальной рулеткой по ГОСТ 7502-80.


3.2. Величины статическихразрывных усилий стального каната (п.1.7), а также соответствующие имразмеры сечения каната по стандартам, указанным в п.1.8,устанавливают по данным результатов механических испытаний вактах-сертификатах.


3.3. Величинупредварительного натяжения каждого каната (п.1.9) определяют путемзамера металлической линейкой по ГОСТ 427-75 величины провисания всередине пролета каната, установленного в рабочее положение.


Результаты замера должнысоответствовать данным, приведенным в таблице настоящего стандарта;при этом предельное отклонение от контролируемой величины +/-15 мм.


При измерении величиныпровисания каната он должен быть освобожден от закрепления кпромежуточным опорам.


3.4. Соответствиеустановленного в рабочее положение каната требованиям п.1.11 следуетопределять путем его статического нагружения в середине пролетагрузом массой 400 кг, который прикладывают к установленному в рабочееположение канату через гибкие канаты (капроновый или стальной) илистальной стержень.


3.5. Испытание каната впроцессе эксплуатации (п.1.15) осуществляют по методике, изложенной вп.3.4.


3.6. После испытания попп.3.4 и 3.5 канат осматривают. Канат считают выдержавшим испытание,если в результате внешнего осмотра не обнаружены разрушения илитрещины в его деталях. При этом эксплуатацию каната разрешают в томслучае, если в конструктивных элементах зданий, сооружений или другихустройствах, к которым закрепляют канат в процессе эксплуатации,также не обнаружены разрушения или трещины.


3.7. Испытания каната попп.2.2, 2.3 и 3.2 осуществляет предприятие-изготовитель. Контрольсоответствия каната требованиям, приведенным в пп.1.2, 1.3, 1.13,3.1, 3.3 и 4.1, а также их испытания по пп.3.4 и 3.5 осуществляетпредприятие, эксплуатирующее канат.



4. Маркировка, упаковка,транспортирование и

хранение



4.1. Каждый канат должениметь маркировку. Маркировка должна включать:


товарный знак (или краткоенаименование предприятия-изготовителя);


значение статическогоразрывного усилия;


дату изготовления (месяц,год);


дату испытания (месяц, год);


обозначение стандарта илитехнических условий, по которым изготовлен канат.


4.2. Места маркировки,требования к упаковке, транспортированию и хранению канатов должныустанавливаться стандартами или техническими условиями на канатыконкретных конструкций.



Приложение

Справочное



Термин, использованный внастоящем стандарте,

и его пояснение



Страховочный канат -устройство, предназначенное для закрепления одного или болееработающих карабином предохранительного пояса при выполнении трудовыхопераций на высоте, состоящее из гибкого стального каната,расположенного горизонтально или с наклоном до 7 град, концы которогонеподвижно закреплены к конструктивным элементам зданий и сооруженийнепосредственно или через специальные элементы.